Иконы с окладом в русской иконографической традиции


Каждый, пожалуй, слышал об иконах с окладом. Но чем они отличаются от простых икон. И что же такое оклад? Что он символизирует и отчего произошел? Почему традиция русской иконописи так плотно срослась с, по сути, самостоятельным культурным явлением в декоративно-прикладном искусстве? В статье ниже мы разберем особенности окладных икон — этого уникального русского культурного явления.

Что же такое оклад иконы?

Риза, или оклад является особым видом украшения иконы. Оклад представляет собой специальное накладное украшение на иконах. Оно покрывает всю иконную доску сверху уже имеющегося на ней красочного слоя, за исключением нескольких значимых элементов иконы. Чаще всего, область, которую точно не закрывает оклад — изображения лика и рук и используется такой прием при использовании так называемого лично́го письма. В этих случаях для лица и рук святого на окладе иконы обычно сделаны прорези.

За годы истории иконографии русской школы, оклад стал максимально значимым видом русского декоративно-прикладного искусства.

Оклады для икон традиционно изготавливались из разных материалов, о чем мы еще поговорим ниже. Как правило, мастера пользовались самыми разными технологиями и они в своей совокупности могли влиять как в большую, так и в меньшую сторону итоговой стоимости иконы. Чаще же всего, наличие оклада значительно удорожало иконы. К примеру, серебряный оклад, который был украшен ручной резьбой и был отчеканен вручную и индивидуально, делал икону более дорогой. Но были и исключения. Например, басменный оклад, выполненный из жести в совокупности с подокладной иконой сильно удешевлял итоговое произведение, только лишь улучшая ее внешнюю привлекательность для покупателей.

Одной из самых известных икон с окладом считается Тихвинская икона Божией Матери. Оклад ее был безвозвратно утерян. По преданию, чудотворная Тихвинская икона была написана еще самим святым апостолом и Евангелистом Лукой и была принесена в V веке императрицей Евдокией из Иерусалима, а затем находилась в Византийском Царьграде (Константинополе). Согласно поверью, в 1383 году икона необъяснимо исчезла из храма и… в лучезарном свете явилась над водами Ладожского озера. Домом для иконы стал деревянный храм, построенный у реки Тихвинки. Вскоре он сгорел, но по преданию икона осталась невредимой. Была она значительных размеров — длиной 1 аршин 2 вершка (80,02 см), а шириной 14 вершков (62,5 см). Одна из рук Богоматери отличалась необыкновенной теплотой, «ощутимой для губ при прикладывании». В 1560 году по приказу царя Иоанна Грозного при храме основали мужской монастырь. Поток паломников, жаждущих поклониться святому образу, туда не иссякал. Многие оставляли щедрые дары, украсившие ризу (оклад иконы). Оклад иконы всю историю щедро украшался. По свидетельству еще дореволюционных исследователей, “в ней 21 фунт чистого золота, она укреплена на сребропозлащенной раме в 14 фунтов<...> Дары эти уже весьма богаты, но вера выразилась здесь приношениями еще несравненно драгоценнейшими<...> Императрица Анна Иоанновна пожаловала в 1734 году редкий изумруд по огромности и резьбе<...> Великая Княгиня Екатерина Павловна, посетив обитель с супругом своим в 1809 году, положила к иконе превосходный бразильский топаз в 66 1/2 карат и дорогие бриллианты; ею же были привезены от Императрицы Марии Федоровны бриллианты и голубой сапфир в 80 карат. Вообще на ризе сей 4804 бриллианта (368 карат), роз бриллиантовых 594, изумрудов 4, алмазов 141 (42 карата); яхонтов 5, топаз 1, сапфир 1, рубин 1, восточного жемчуга 5962 штуки…». Оклад был безвозвратно утерян в годы Гражданской войны и где он сейчас — неизвестно. Легендарный оклад с 4000 бриллиантов пропал и, скорее всего, находится в частной коллекции.

Из каких материалов изготавливались иконные оклады?

Материал из которого на протяжении истории изготавливался иконный оклад мог быть самым разным. Встречаются металлические оклады икон — золотые и серебряные, что присуще драгоценным подарочным иконам, а также из оклады из латуни, меди и даже белой жести/ Есть специальные шитые оклады. Ризы икон, шитые бисером часто встречаются и во многих современных иконах. Для северных областей России также характерны иконы, оклад которых был вышит жемчугом. Это создало особую школу и направление в иконописи, а явление получило такие названия, как «жемчужная обнизь», для бисерного оклада — «бисерное шитьё». Также встречаются оклады икон, богато украшенные украшенные эмалью, в том числе ювелирной и могут быть инкрустированы драгоценными и полудрагоценными камнями. Такие оклады приняты у нас в оформлении икон мастерами Зластоустовской фабрики, где мы четко соблюдаем традиции русской иконописной школы. Оформляли и оформляют оклады также и цветными стёклами и различными накладными деталями. С обратной же стороны оклада иконы порой делалась обивка красным или малиновым бархатом.

Традиция использования иконного оклада в искусстве иконографии

Говоря о том, какой традиции иконописи принадлежит оклад, мы говорим, что русской. Но это не совсем так. Да, русская школа уделяла окладу наибольшее значение и сделала его изготовление отдельным видом искусства. Но также оклады часто встречаются и на православных иконах практически всех стран, и даже присутствуют на ряде католических икон. Это, например, образы иконописные образы византийского происхождения, которые до сих пор встречаются в католических храмах Италии, а также в ряде некоторых центрально- и восточноевропейских стран. Но наибольшая роскошь и размах производства иконных окладов всегда были свойственны именно русским произведениям. В русском иконописном искусстве создание окладов практически сразу выделилось в отдельную ветвь в декоративно-прикладном искусстве. Но с начала XX века традиция изготовления иконных риз и обкладывания ими икон начала приходить в упадок. Отметим, что сейчас традиция во многих мастерских активно возрождается. И наша фабрика мастеров Златоуста — не исключение.

Исторически оклад, покрывающий всю целиком икону, кроме ликов, происходит от древних (в частности, сборных) рельефных икон, которые были целиком выполнены из драгоценного металла. Эти оклады первоначально появились на мелких резных и лишь только сильно позднее — на больших храмовых иконах. Древнейшие же из известных русских окладов икон — это чеканные серебряные оклады XII века на иконе святых апостолов Петра и Павла, оклад на иконе Спас Златая риза, а также на иконе Богоматери Одигитрии, хранящиеся в Софийском соборе города Новгорода.

С точки зрения литургического значение и предназначения, оклад несет в себе огромный ритуальный и богословский смысл. Считается, что сверкающая риза иконы символизирует исходящий от нее небесный невещественный свет. Согласно Ирмос 5-й песни Воскресного канона (глас 5), «Одеяйся светом, яко ризою». Именно на этом символизме и строится традиция русской иконописной школы с практически всегда обязательным использованием оклада для икон. А Седьмой Вселенский собор в своём деянии о восстановлении иконопочитания отметил и тождественность материала (дерево) Ковчега Завета и иконы. Согласно догмату Собора. Именно поэтому как Ковчег Завета был обложен золотом («…обложи его чистым золотом, изнутри и снаружи покрой его; и сделай наверху вокруг его золотой венец» (Исх. 25:11)), так и иконы украшаются драгоценными окладами.

Как правило, в иконах, даже сразу уже писанных под оклад, все равно, довольно тщательно прописывались и одежда, и фон и надписи. Подобная тщательность является свидетельством того, что эти ризы, покрывающие на иконах написанные одежды святых, понимались именно как символическое раскрытие образа спасения души, сияющей одеждой чистоты (серебро) и божественной благодати (золото). Украшение окладов самоцветами, жемчугом, цветными эмалями — „бисером многоценным“ — являлось и является в современном богословии символом богатства души, украшенной множеством духовных дарований». Цель применения окладов в иконописи прежде всего в создании символа невещественного Света, в котором пребывают святые, а басменные растительные орнаменты своим образом вечного цветения обозначают живоносную силу этого Божественного Света.

История иконографии говорит о том, что возникновение драгоценного убора икон прежде всего было связано с исконной традицией поклонения святыням, заимствованной христианством еще у язычества (при этом, еще в Ветхом Завете пророк Исаия осуждает практику украшения золотом и серебром идолов: «Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: «прочь отсюда»» (Ис. 30:22)), но при этом христианство, а затем и русское православие полностью перестало являться элементом идолослужения, а стало способом одухотворения художественного языка и привносить в элементы оформления икон свой символизм.

Традиция вкладов для икон

Нельзя и не упомянуть о другой древней традиции среди русских православных, связанной с окладами икон. Также издревле была еще одна интересная традиция — это традиция “вкладов”, то есть одевания уже имеющихся икон в красивые оклады, созданные специально под них уже позднее и украшения икон. Вкладами могли быть не только ризы в общем понимании, но и прочие дорогостоящие украшения, которые крепились на священное изображение после чудодейственного влияния иконы на жизнь человека. В храмах стояли большие деревянные изображения без живописной накладки. Многие люди верили в их силу, молились о здоровье близких, удаче в делах, о благополучии и благодати. После исполнения желаемого, исцеления, в память о минувших событиях православные верующие старались отблагодарить Божественный образ. И храмовые святыни постепенно украшались или прихожанами или же за счет вложений богатых ктиторов. Особенно чтились Богородичные лики. На их обрамление выделяли колоссальное количество самоцветов и драгоценных металлов.

Традиционно в драгоценные оклады и ризы «одевали» иконы в память о давно минувшем, а также в благодарность после каких-либо удачно завершенных событий или по данному Богу обету.

Многие храмовые иконы часто одевались ризами по вкладам крупных ктиторов или же постепенно — дарами обычных прихожан. Как свидетельствуют древние очевидцы традиции “...Как только написанная икона освящена и поставлена в храме, начинают собирать деньги на ризу, и скоро… на иконе осталось только личико и руки; об остальном можно судить по работе серебряника и его умению водить резцом.”

Обилие подобных изделий в русских храмах всегда поражало воображение иноземных путешественников. Так, один из них замечал в своих воспоминаниях:

“…На образах Богородицы и святых обыкновенно писаны только лики и руки, самое же платье покрыто золотой ризой. Уважаемые образа вместо риз покрыты сплошь жемчугом и драгоценными каменьями… Быть может, в одной Троицкой лавре жемчугу больше, чем во всей остальной Европе…”

Показательны примеры образа Владимирской Божией Матери и Донской иконы Божией Матери. Эти иконы были позолочены, венцы и поля выполнены из серебра, а наряд был обнизан натуральным жемчугом. Также впечатляли и вставки из изумрудов, диамантов, сапфиров, рубинов. Эти иконы сверкали от драгоценностей и привлекали свой просто необычайной роскошью и красотой. Непредсказуемый поступок в свое время совершила императрица Екатерина II. В 1768 году она сделала роскошный подарок для скрашивания иконы Казанской Божией Матери — принесла в дар бриллиантовую корону. Это один из самых известных и богатых вкладов, свидетельствующий о силе веры и бескорыстии христиан в истории нашей страны.

Немного о басманном окладе

Выше мы уже говорили, что ранние оклады закрывали лишь только фоновую часть иконы. С XIV века известен простейший вид оклада — басменный (или же басманный). Басма собой представляет тонкие металлические листы, с выбитыми на них по матрице узорами. Такой тип оклада, более простой и технически несложный, распространился в русской иконографии в первой половине XVII века с ростом иконного промысла. Считается, в конце XVII века иконный оклад уже полностью стал самостоятельным видом прикладного искусства, со своими особенностями конструкции и орнаментики. Басманный оклад сильно удешевлял итоговую икону — часто делаясь из жести, без больших затрат труда. При этом он был распространен и позволил защитить от времени большинство икон тех веков.

Сплошные оклады

Уже к XVII веку все чаще встречаются иконные оклады, которые закрывают все полностью живописное пространство, оставляя свободными только лики изображенного на иконе. В дальнейшем такие сплошные оклады становятся уже преобладающими. И на смену строгим басманным работам Древней Руси пришли уже более пышные чеканные оклады в стиле барокко. Подобный оклад создавался следующим образом — на гладком листе серебра ризный мастер создавал орнаментальную раму, в которой он максимально подробно прорабатывал фигуры и одежды святых, а затем повторял сложную композицию — пейзажные горки, архитектуру и другие элементы.

Надписи с именами могли оформляться также причудливыми барочными завитками. Как пишут уже современные исследователи, «подобного рода оклады по своей выразительности соперничают с произведениями скульптуры того времени». Барочные элементы сохраняются долго и традиция была в ходу на протяжении всего XIX века, так как обилие деталей становится неким символом богатства иконы.

Удешевление окладов икон к XVIII веку и далее

Но все таки со временем все более массовыми становятся уже более простые и дешёвые оклады. Стартует процесс с открытием в 1730-х годах серебряных рудников на территории России. Такие оклады сразу же выходят на ремесленный уровень. И по мере внедрения в ювелирное дело процессов механизации, с ходом тогдашнего технического прогресса из окладов полностью практически исчезает рукотворность, активно используются вальцовка и штамповка. А уже в XIX веке большинство иконных окладов изготавливалось из тонких листов серебра — отсюда и их жаргонное прозвище — «фольгушка». В процессе их изготовления по тонкому металлу штамповали рисунок (узорная рамка, орнаментальный фон). Одежду и венцы уже могли гравировать вручную, или, что было чаще, они могли быть накладными и припаиваться к основному полю. Порой этот серебряный оклад покрывали позолотой. Но отметим, что сейчас подобные «фольговые» оклады считаются на антикварном рынке самыми дешевыми. Более ценными являются литые оклады с тщательной проработкой путём чеканки. Но одновременно с этой традицией в XIX веке в окладах икон начинает проявляться и стиль классицизм — приходит четкая упорядоченность узоров и их стройное распределение на раме, фоне, венце, наблюдаются симметричные гирлянды. И со временем оклады становятся всё менее и менее рельефными, но для последней трети XIX века — периода историзма — характерно снова обращение к старинным древнерусским образцам. Тогда же, кстати, удешевляется и сама живопись. В более поздний период (с XIX по начало XX века) на домовых иконах массового ремесленного изготовления порой встречается уже откровенно «халтурное» написание под оклад одних лишь видимых частей ликов и рук, без проработки фона, одежды и прочего (это явление получило названия “подокладная икона”, “подокладница”, “подфолежная икона”).

И как любопытный факт следует отметить и тогдашнее существование так называемых адописных икон — икон с тайными кощунственными изображениями: под окладом или верхним красочным слоем изображался чёрт, либо же лику святого пририсовывались рога и т. п. Подобные иконы упоминаются уже и в житии Василия Блаженного, но более распространёнными они оказались в крестьянской среде в XIX веке.

Большинство же русских иконных риз, по причине своей очевидной материальной ценности, не пережило выхода в 1921 году Декрета о полной ликвидации монастырского имущества в России. Конфискацией в основном занималась Комиссия по изъятию церковных ценностей. Многие из шедевров находятся и по сей день в частных коллекциях за рубежом. Многие современные мастерские, в том числе и наша в Златоусте, сейчас восстанавливают эту прекрасную традицию русского искусства.

Из чего состоит оклад иконы?

Оклад иконы традиционно мог быть как полным, так и состоять из одной или нескольких частей. Смонтированный из отдельных деталей оклад назывался наборным. Икону не всегда всю украшали окладом сразу, и часто последний наращивался уже постепенно — отдельные части оклада изготавливали сильно позднее и добавляли к уже укрепленным частям или же заменяли прежние части на новые. Икону могли дополнить богатой деталью в честь какого-нибудь важного события по вотивному посвящению. Уже с последней четверти XVII века наборные оклады икон стали вытесняться цельными, которые делались из листов металла и прикрепляемых к ним венцов.

Способы крепления окладов к иконам

В раннем периоде русской иконографии все части окладов крепили к поверхности доски гвоздями, пребывающими живопись и левкас и эти следы можно видеть на древних иконах. Оклады же, изготовленные из цельного листа металла, имели специальные бортики, прилегающие к боковым сторонам иконной доски, к которой они и собственно прибивались. Гвозди разной величины делались из сплавов меди или серебра. В XIX веке дешевые оклады, о которых говорили выше — фольгушки, стали крепить уже и железными гвоздями, иногда используя их и при починке старых окладов. Для поддержания выпуклой формы венцов вокруг ликов пространство между доской и металлом заливали воском

Основные элементы оклада иконы

Оклад иконы традиционно состоит из следующих обязательных элементов:

  • Венец, представляющий собой накладной нимб, это, по сути, украшение вокруг головы изображаемого на иконе. Венцы могут быть гладкими, прорезными, в технике ажурной или фоновой скани, с эмалями, драгоценными камнями или стразами в глухих кастах или лапках, а также с крупными зубцами — «городчатый венец».
  • Коруна (название произошло от слова «корона») представляет собой зубчатое или прорезное украшение, иногда завершающее венец. Прекрасным образцом является «Мадонна ди Сан Лука» в Болонье.
  • Собственно риза, она же покров изображения — это та часть иконного оклада, которая прикрывает изображения одежд изображенного на иконе (название это впоследствии распространилось на оклад иконы целиком).
  • Рама оклада является той частью его или самостоятельным окладом, прикрывающим только край (или поля) иконы.
  • Фон является металлическим наложением (светом) на поле и поземе иконы
  • Цата является элементом оклада в форме перевернутого полумесяца, иногда встречается и с фигурно вырезанным краем. Цата прикрепляется к окладу так, что ложится под ликом на грудь святого — обычно крепится своими краями к внутреннему нижнему краю венца. Цата мог быть с узором (тисненым, чеканным, филигранным), камнями в кастах и т. п. Отличительная черта украшения окладов образов Святой Троицы, Иисуса Христа, Богоматери и некоторых святых: Иоанна Крестителя, Николая Мирликийского и Сергия Радонежского. Цата символизирует чин Царства и первосвященства.

Украшения оклада иконы

Среди украшений иконы, которые являются частью оклада выделяют:

  • Дробницу, представляющую собой небольшую серебряную или золотую пластинку прямоугольной или фигурной формы с отверстиями для прикрепления к иконе;
  • Запоны, ни что иное как специальную застежку-украшение (с растительным орнаментом и завитками), украшенную в том числе и драгоценными камнями и закрепленную шнуром, цепочкой или планкой;
  • Плашки;
  • Рясно — это подвески-украшения к венцу на окладе иконы. Название это образовалось от существовавшего в старину ювелирного украшения — женских низанных (обычно жемчугом) подвесных украшений, прикрепляемых к головному убору и прикрывающих виски;
  • Также в качестве украшений оклада икон использовались серьги, рясы, кулоны, жемчужные убрусы, зарукавья, ожерелья.

Типы окладов, исторически сложившихся в русском искусстве

Приведем ниже основные виды иконных окладов. Это:

  • Чеканные металлические и шитые оклады — они покрывали «доличное письмо», то есть всю икону, кроме изображения ликов и рук святых (то есть кроме «лично́го письма» — карнации);
  • Басменные оклады — изготавливались в уже описанной ранее технике басмы, покрывая поля и фон икон так, чтобы оставить открытыми фигуры святых, изображения архитектуры и позема. Изготавливались басменные оклады из тонких металлических пластин, украшенных разнообразными символическими орнаментами техникой тиснения и прочеканки.
  • Обронный оклад выполнялся из металлического листа методом чеканки.
  • Филигранный оклад

Чаще всего все подарочные и ювелирные иконы имеют оклад из драгоценных материалов со всеми этими элементами.

В какой технике может быть выполнен иконный оклад?

Традиционно в русской культуре создания икон для изготовления и оформления окладов применялись традиционные техники древнерусских ювелиров:

  • басма,
  • зернь — то есть мелкие золотые, платиновые или серебряные украшения в форме шариков диаметром от 0,4 см, которые напаивались в ювелирных изделиях на орнамент из скани, создавая эффектную фактуру и игру светотени.
  • канфарение;
  • выемчатая эмаль;
  • оброн;
  • перегородчатая эмаль;
  • скань — специальный вид ювелирной техники, который может быть как ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, а также гладкой или свитой в веревочки;
  • фольга (как рельефная, так и прорезная);
  • чеканка — изготовление рисунка, надписи, изображения, заключающееся в выбивании на пластине определённого рельефа,
  • гравировка — нанесение рисунка, надписи, орнамента, ручным или механическим способом;
  • чернь;
  • эмалевые расписные накладки.

Достаточно часто оклады украшали драгоценными и полудрагоценными камнями или цветными стеклами, которые закрепляли с помощью металлической оправы — каста. Начиная уже с XVIII века, в окладах использовали также второй вид крепления камней — лапки. Жемчуг или бусины из стекла и драгоценных камней крепили с помощью штифтов. Иногда в окладах делали обнизь, пропуская через отверстия в бусах проволоку, которую крепили к окладу. Шитые иконные оклады из тканей, а также резные золочёные из дерева встречаются сравнительно редко ввиду износа временем. Такие украшения — неотъемлемая часть драгоценных икон в ювелирном оформлении.

Оклад иконы как часть культуры России

На протяжении целого периода с XVIII по XIX век русское культурное общество не воспринимало иконы в качестве важнейших произведений русского изобразительного искусства, относясь к ним исключительно как к культовому объекту. И уже только в начале XX века, когда тёмные иконы под почерневшей олифой реставраторы начали расчищать, случился настоящий прорыв. Культурная публика впечатлилась красотой этих произведений, и благодаря этому иконопись заняла то значимое в истории культуры место, которое она сохраняет и сейчас. Во многом красота русских икон оставалась скрытой не только из-за потемнения ликов, но и из-за уникальной традиции обязательно украшать их окладами. И чем значимей и древнее была определенная икона, тем труднее её было разглядеть. При этом русский культурный фонд имел огромное количество старых икон с богато украшенным драгоценным окладом, но с уже неразличимым ликом изображенного на ней. Время, обращение, целые века состаривали иконы, а реставрация в те годы еще не достигла развития в своих технологиях и методах.

И именно поэтому в начале XX века многими просвещенными людьми оклады икон стали восприниматься как нечто неправильное.

Считалось, что произошедшее новое открытие иконы стало одним из самых крупных и вместе с тем одним из самых парадоксальных событий новейшей истории русской культуры. До этого люди проходили мимо иконы, но не видели её и она казалась им лишь темным пятном среди богатого золотого оклада и лишь в качестве таковой все её знали. И вдруг в культурном обществе нашей страны произошла полная переоценка всех ценностей. Золотая или серебряная риза, закрывавшая икону, оказалась весьма поздним изобретением конца XVI века и она воспринималась светскими людьми прежде всего в качестве произведения того благочестивого безвкусия, которое свидетельствовало об утрате религиозного и художественного смысла. По сути, в отношении общества к иконам до их нового “открытия” имело место практически бессознательное иконоборчество. Считалось, что заковывать икону в ризу — означало, по сути, отрицать ее живопись, смотреть на её письмо и краски, как на что-то безразличное как в эстетическом, так и в особенности — в религиозном отношении. И, чем богаче оклад, чем он роскошнее, тем ярче он иллюстрировал ту бездну житейского непонимания, которое построило эту непроницаемую, золотую перегородку между нами и иконой. Русский философ князь Евгений Трубецкой вопрошал в своих работах — “Что сказали бы мы, если бы увидали закованную в золото и сверкающую самоцветными камнями Мадонну Боттичелли или Рафаэля?! А между тем над великими произведениями древнерусской иконописи совершались преступления не меньше этого; уже недалеко время, когда это станет всем нам понятным. Теперь на наших глазах разрушается всё то, что до сих пор считалось иконою. Темные пятна счищаются. И в самой золотой броне несмотря на отчаянное сопротивление отечественного невежества, кое-где пробита брешь.” С такими высказываниями для русских икон наступило новое рождение, но вот под сомнением факт нового рождения окладов. Сейчас же риза иконы рассматривается как самостоятельное культурное явление и по этому факту пишутся целые научные работы как в России, так и за рубежом.

Но, как бы то ни было, в настоящее время культура русской иконографии, культурология и искусствоведение, рассматривающее русскую икону как культурный феномен, признают и сам аспект живописи и сам оклад как отдельный образец русского декоративно-прикладного искусства. И сейчас оклады являются неотъемлемой частью ювелирных и подарочных икон. А дополнительно отметим мы и то, что только благодаря окладам до наших дней и дошли многие древнейшие иконы, имевшие риск быть буквально стертыми частыми прикосновениями рук молящихся. Оклад, по сути своей, служил чем-то вроде чехла, сохранявшем живопись от механических и коррозийных повреждений в идеальном состоянии.

Иконные оклады от Златоустовской фабрики мастеров

Zlatprezent в своем интернет-магазине предлагает уникальные драгоценные и ювелирные иконы с окладами из разных ювелирных материалов. Так, Икона Казанской Божьей Матери в ювелирном окладе украшена художественной эмалью, просечными элементами, литьем и имеет ювелирные вставки в количестве 317 штук, среди которых 93 корунда, 140 фианитов бесцветных и 84 аквамарина. Икона "Матрона Московская" в ювелирном окладе также аналогична предыдущей. Оклад ее богато инкрустирован фианитами, золотом высшей 999,9 пробы, ювелирными эмалями. Оклад иконы Николай Чудотворец в драгоценном окладе выполнен в традиционной технике Златоустовской гравюры с применением золочения. В качестве металла-основы использовано золото 999-й пробы. Использовано гравирование иглой по лаку, травление латуни, гравировочные работы резцом, полировка, золочение и никелирование. А в основе оклада иконы Господь Вседержитель использован натуральный камень нефрит. У иконы Армянская Богородица ювелирный оклад украшает затейливый растительный узор, красоту и сияние которого подчеркивают 577 аквамаринов.

Наша фабрика мастеров часто использует в качестве основы иконного оклада уральские декоративные камни — среди них нефрит, малахит. Также мы продолжаем русскую традицию и используем золото высшей 999,9 пробы и инкрустацию оклада драгоценными и полудрагоценными камнями. Среди них — гранат, аквамарин, корунд, оникс, фианиты и другие камни.

С таким оформлением полностью соответствуют друг другу и сама написанная икона, выполненная в полном соответствии с традициями русской иконописной школы и ее оклад, символизирующий в своем богатом убранстве богатство веры и души христианина. Мы изготавливаем ювелирные иконы уже много лет, делая их штучно и без выходов той или иной позиции в серию. Их пишут профессиональные художники-иконописцы, а над оформлением работает целая команда — граверы, ювелиры, мастера резьбы по дереву. Оклад выполняется отдельными мастерами, равно как и киот иконы. Все драгоценные иконы с золотом и серебром в оформлении от Златоустовской фабрики мастеров Zlatprezent не имеют аналогов. По сути, это не фабричная штампованная серия икон, а отдельная линейка высококачественных ювелирных иконописных ликов, выполненная в соответствии с канонами русской иконописной школы и школой уральский златоустовских ювелиров и граверов.

Оклад — не только украшение иконы. Это еще и масштабнейшее культурное явление, получившее в русской культуре просто невероятно широкое распространение. Более того, богословский и литургический смысл иконного оклада максимально проявился в русской православной обрядовой практике. Оклад и икона стали параллельными, идущими рука в руку предметами искусства, причем на равных условиях друг друга дополняющих. Ознакомьтесь с ювелирными драгоценными иконами в уникальных окладах из нашей коллекции и оцените их красоту. Это настоящее возрождение русских традиций иконописи. Уральские златоустовские иконы с золотыми, серебряными, нефритовыми, малахитовыми окладами, украшенные уникальными самоцветами поразят любого ценителя русских икон — как воцерковленного верующего православного человека, так и искусствоведа, ценителя изобразительного искусства и русской истории.

Написать комментарий