В этой статье мы поговорим о богословском и метафизическом значении икон, а также об их значении для всех верующих. Стоит также коснуться и аспекта использования икон верующими и воцерковленными людьми и официальной позиции церкви на этот счет. А также коснемся вопроса почитания икон, откуда в нашей церковной жизни пошла эта традиция и почему нельзя в данном случае проводить каких то аналогий с идолопоклонством.
Итак, что же такое икона?
Наиболее удачное и понятное определение иконе в качестве религиозного атрибута и символа дал русский богослов ученый Владимир Лосский, согласно которому, икона, будучи как и слово, «одним из средств познания Бога, одним из путей к объединению с Ним» является произведение церковно-литургического искусства, а следовательно и ее истинное значение может быть раскрыто верующему во всей своей полноте только лишь в онтологических актах молитвы, совершаемой за литургией.
В целом же, это священное изображение лиц, явлений или событий библейской и церковной истории в христианстве (главным образом, в православии, католицизме и древневосточных православных церквях), написанное по особым канонам и правилам и имеющее многовековую историю существования и развития. Современные искусствоведы иконами обычно называют изображения, которые выполнены в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (чаще всего — на липовой доске, покрытой левкасом) и снабженные специальными надписями и знаками. Также с точки зрения современных искусствоведов, это могут быть и мозаичные, живописные и скульптурные изображения лиц и событий из Писания практически в любой художественной манере, которые являются особым объектом духовного почитания верующих и, одновременно с этим, произведением изобразительного искусства. Иконы в той или иной степени видел каждый из нас, сталкиваясь с ними в храмах, дома, а порой даже в салонах автомобилей — в нашей стране традиция почитания икон особенно традиционная, древняя и гармонично соединившаяся с укладом жизни всех русских православных людей.
Аспекты иконы и их значения
В настоящем церковном учении об иконах принято выделять четыре основные и тесно переплетенные между собой аспекты:
- дидактический аспект иконы — он соответствует «буквально» тексту и собственно сюжетной стороне Священного Писания и Предания;
- символический аспект иконы, который соответствует «аллегорическому» уровню Библии;
- мистический аспект иконы говорит о том, что все лица и события, изображенные на ней, в процессе акта напоминания способны актуализировать свое присутствие, не сущностно, а по действию;
- также есть и тесно связанный с предыдущим аспектом — литургический, подчеркивающий участие иконы в формировании богослужебного пространства как «неба на земле».
Многие из уже сформулированных выше современным языком аспектов почитания икон были сформулированы на Втором Никейском соборе в 787 году, который был во многом создан для противодействия движению иконоборцев, захвативших умы христианского века в конце эпохи Темных веков. На соборе был принят и догмат о иконопочитании, согласно которому присутствующий епископат постановил, что “чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообраза и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, не тем истинным по нашей вере служением, которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому Евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней.”
Иконопочитание как явление в церковной жизни
Иконопочитание победило в самый сложный в жизни церкви период, когда в какой то момент в христианском мире начало царить иконоборчество. Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди («не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им»). Иконоборчество было запрещено Вторым Никейским собором 787 года, но снова возобновилось уже в начале IX века и подверглось окончательному запрету в 843 году. За более чем столетие разрушительной деятельности иконоборцев были полностью уничтожены тысячи икон, а также мозаик, фресок, статуй святых и расписных алтарей во многих храмах. Второй Никейский собор стал первым в церковной жизни собором епископов и правителей, который обосновал почитание икон и общим догматом доказал, что иконопочитание не имеет никакого отношения к идолопоклонству, как пытались это выставить иконоборцы.
Принятый на Соборе Догмат иконопочитания подчеркивал, что чествование икон и поклонение им (поклоны, внешние знаки почтения, а не служения-латрии, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению и, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображенному на иконе лицу (первообразу) и, следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, изображаемого по человеческой природе, от которой в Его единой ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», образ, указывающий на Личности (ипостаси), есть действительно (по действию-энергии) сама Личность, хотя и не тождественен ей. По положениям Догмата выведены и основные функции икон, которые подчеркиваются современными богословами — богословско-символическая, миссионерская, эстетическая и богослужебная. Также богословы приводят и другие функции, которые выполняют иконы для верующих воцерковленных христиан.
Основные функции икон с точки зрения богословов
Рассмотрим ниже основные функции, о которых говорят современные богословы нашей церкви.
Догматическая функция является одной из главных и самых основных функций иконы и в ней можно выделить два аспекта — во первых, это догматическое обоснование самой иконы и факта иконопочитания, а во-вторых, догматика изображения на иконе.
Вероучительная функция иконы сосредоточена прежде всего на задачах, касающихся того, как как веровать и понимать тот или иной христианский догмат, то или иное евангельское событие. Здесь важна тесная взаимосвязь между словесным образом из Писания и живописным иконным образом. При этом словесная формула и живописный образ иконы не должны приходить между собой в противоречие и должны свидетельствовать об одном.
В свидетельской функции иконы говорится о том, что она есть свидетельство воплощения Бога Слова, а факт иконопочитания есть особый вид исповедания веры в истинность Боговоплощения.
В своей проповеднической функции икона выполняет крайне важную функцию проповеди христианского учения. Часто сюжет и символизм икон используется проповедниками и миссионерами в качестве наглядного пособия при проповеди. Мы это знаем не понаслышке, так как именно у нас часто заказывают иконы проповедники, для проповедников, для храмов.
Не менее важной является и храмовая функция, где выделяются несколько сразу объекты восприятия иконы — храм как икона, икона в храме и икона как «основательница» храма. Икона в храме – это прежде всего иконостас, который является одной из важнейших символических частей храма. Почитание чудотворных икон еще в древней Византийской империи было настолько велико (особенно после эпохи иконоборчества), что наряду с храмами, освященными во имя Спасителя, Богородицы, определенного святого или церковного праздника, люди стали основывать церкви в честь определенных чудотворных икон. В Древней Руси икона также часто становилась «основательницей» храма. И в честь большинства чудотворных икон на Руси и в нынешней России построены монастыри, храмы или, по крайней мере, приделы в храмах или часовни. Заказать икону для храма или прихода, монастыря — явление частое и в Златрпрезент их заказывают как сами религиозные учреждения, так и люди, жертвующие для храмов или оказывающие им помощь.
Также есть такая функция у иконы, как богословская. Богословская функция иконы помогает нам понять, насколько универсален в христианской вере сам церковный образ и насколько важна икона как в богословии, так и в Боговедении, в мировидении, в процессе богослужения, в церковном искусстве. В нашей фабрике мастеров Златоуста часто покупают иконы на заказ как храмы, монастыри и приходы, так и духовные учебные заведения, где готовят будущих богословов.
Ну и важнейшая функция иконы для нас, как для мастерской, в которой работает команда иконописцев и ювелиров, является ее прикладная функция. Один из аспектов прикладной функции иконы и иконописи касается писания самой иконы как произведения живописи, а второй – изготовления уже появившихся позже окладов, киотов и других предметов, «окружающих» икону. В первом случае отметим, что икона вызвала к жизни целую отрасль как высокого, так и прикладного искусства. Важным и самостоятельным ремеслом считался не только сам процесс написания иконы, но и выбор и подготовка иконных досок, которым в старину занимались древоделы. Особенным ремеслом было также и приготовление левкаса – специального иконного грунта. Левкас мастера делали из смеси порошка мела или алебастра и же мездрового, осетрового или другого рыбьего клея. Иной важной и ответственной частью иконописного ремесла считался и перевод на левкас самого рисунка. Этим занимался знаменщик — он снимал с древних икон прориси и делал рисунки уже и для новых икон, также он делал и новые переводы со старых, с обветшавших переводов или же подлинников. Знаменщик переводил рисунок на залевкашенную доску. Золочение икон также считалось отдельной и и достаточно ответственной операцией и часто этим занимались также особые мастера. Ну и конечно же, ответственнейшей частью работы при создании иконы всегда оставалось само ее написание. Ну и тут трудилась целая команда мастеров-иконописцев. «Доличники» писали иконные горки, палаты, воды, деревца, а иконописец «личник» писал уже лики, а также обнаженные части рук и ног. Особенную роль здесь всегда играло и играет по сей день искусство приготовления красок. У старинных иконописцев уже в те годы была своя детально разработанная терминология и каждый мастер имел свои секреты. Точно также и происходит в нынешнее время. В Златоустовской фабрике мастеров Zlatpresent над созданием икон работает целая команда. Помимо художников-иконописцев здесь работают художники, граверы, резчики по камню, по дереву, художники-рисовщики иглой по металлу, ювелиры. Вы сами можете увидеть, сколько труда затрачено на каждую из икон, посетив соответствующий раздел сайта и интернет-магазина Златоустовской фабрики мастеров. Иконы от Zlatprezent создаются каждый раз штучно, не делая определенных серий и на изготовление каждой из них затрачивается очень много времени. Примером может быть эксклюзивная икона «Неопалимая Купина» в драгоценном киоте, оформлении которой используется золото 999,9 пробы и присутствуют драгоценные и полудрагоценные камни – фианиты, корунды, аквамарины. Или инкрустированная икона Казанская Богородица, украшенная художественной эмалью и золотом 999,9 пробы, латунью и никелем, а также инкрустированная 467 полудрагоценными камнями. А также другие драгоценные иконы в подарок, представленные нашими мастерами в каталоге и портфолио Златоустовской фабрики мастеров Zlatpresent.
Если же говорить об эстетической функции икон, то тут речь идет о целой совокупности церковных образов в качестве цельного явления храмового искусства. Это не является неким внешним вспомогательным придатком богослужения или украшением и художественным обрамлением Литургии, а относится к самой сущности богослужебного действия, ведь без иконы и без образа иконы Божественная Литургия не просто беднеет, а даже она становится неполной и несовершенной. Красота иконы имеет огромное значение как в искусстве иконописания так и в иконопочитании.
Но снова вернемся к значению и назначению икон для верующих людей в нашем обществе. Что же она значит в жизни каждого воцерковленного верующего христианина?
Значение икон в русской православной традиции
В современной православной традиции икона занимает особенное место. Для каждого верующего и воцерковленного человека икона является это не только украшением храма и предметом почитания, но и имеет глубочайшее вероучительное значение. Ведь недаром же еще в далекой древности икону называли не иначе как «Библией для неграмотных», а также «живописным Евангелием», «бессловесной проповедью» и «богословием в красках». Смысл такой аллегории известен — большинство населения было неграмотным и не могло читать Священное Писание и самостоятельно рассуждать о Боге, постигая правила и мудрость Библии. Но благодаря тому, что проповедники уже в то время использовали иконы и их сюжеты в богослужении, проповедях, активно объясняя пастве смысл написанного там, люди намного легче постигали христианство. С тем же посылом и зародилась традиция содержания иконы в каждом доме в нашей стране.
Напомним, что христианство зародилось в иудейской среде, где изобразительное искусство было достаточно сильно ограничено второй заповедью Декалога. Но вот уже во II в. у христиан постепенно появляются символические изображения — они возникают на стенах катакомб, на погребальных саркофагах, в мелкой прикладной пластике. А уже после долгожданного Миланского эдикта, даровавшего древним христианам свободу вероисповедания, полным ходом начинается строительство храмов, которые активно украшают мозаиками, фресками и иконами. И при этом самим изображениям и их реалистичности отводилась в этом процессе не только декоративная роль,а дидактическая, проповедническая и богословская — ведь святые отцы в этих изображениях ценили, прежде всего, эффективный способ научения прихожан вере.
Этот же функционал и значение несет икона и по сей день. Она есть в доме (а то и целый иконостас) в доме каждого верующего христианина, в каждом храме, церкви, монастыре, часовне, без нее не обходится ни одно богослужение и Литургия.
За прошедшие тысячелетия икона стала неразрывна с христианством и, особенно, с православием. Мы же, возрождая этот вид искусства и поддерживая древнейшие традиции русской иконописи, создаем и новые иконы, многие из которых потомки будут ценить как редкие драгоценные иконы из Златоуста.
Если вы хотите заказать икону по индивидуальным параметрам и пожеланиям, заказать образ, которого вы не встретили у нас на сайте, то позвоните нам и мы обсудим условия и сроки их изготовления для вас в нашей Златоустовской фабрике мастеров Zlatpresent.
0 комментариев