Подарочные иконы

Среди ценных и знаковых подарков, которые традиционны в нашей стране по-прежнему, многие столетия уже не на последнем месте стоит икона. Это подарок, который обрадует многих верующих и воцерковленных людей. Златоустовская фабрика мастеров среди подарков предлагает также иконы в художественном драгоценном оформлении. Если вы планируете подарить икону, но затрудняетесь с выбором, то мы расскажем вам о них все — что же это такое, историю икон, основные стили, оформление и многое другое.

Что такое икона?

Икона получила свое название от греческого εἰκόνα и древнегреческого слова εἰκών, что означает «о́браз» или «изображение». В христианстве (а, прежде всего, в православии, католицизме, а также в ортодоксальных и древневосточных православных церквях иконой называют священное изображение лиц или же определенных событий библейской и церковной истории.

Наука искусствоведения имеет следующую трактовку этого термина. В этом случае под иконой принято понимать определенные изображения, которые выполнены в рамках восточнохристианской традиции на твёрдых поверхностях. К последним относят по большей части липовые доски, покрытые левкасом (смесью алебастра с жидким клеем). Изображения эти снабжены специальными надписями и знаками. 

Икона Казанская Богородица в деревянном киоте

Богословская же и религиоведческая трактовка характеризует иконы более широко. В этом случае к ним относят еще и мозаичные, живописные, а также скульптурные изображения, исполненные в любой художественной манере. Важно чтобы они являлись объектом почитания согласно определению Седьмого Вселенского собора. Догмат о иконопочитании Трехсот шестидесяти седми святых отец Седьмого Вселенского Собора гласит:

…подобно изображению честного и животворящего Креста, полагать во святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и на путях, честные и святые иконы, написанные красками и сделанные из мозаики и из другого пригодного к этому вещества, иконы Господа и Бога и Спаса Нашего Иисуса Христа, непорочные Владычицы нашея Святыя Богородицы, также и честных ангелов и всех святых и преподобных мужей. Ибо, чем чаще через изображение на иконах они бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому, чтобы чествовать их лобызанием и почитательным поклонением (τιμιτικην προσκυνησιν), не тем истинным по нашей вере служением (λατρειαν), которое приличествует одному только Божескому естеству, но почитанием по тому же образцу, как оно воздается изображению честного и животворящего Креста и святому евангелию, и прочим святыням, фимиамом и поставлением свечей, как делалось это по благочестивому обычаю и древними. Ибо честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся (ο προσκυνών) иконе поклоняется (προσκυνεί) ипостаси изображенного на ней.

Традиционно иконы русской православной иконописной школы оформляются в оклад. Храниться и содержаться иконы могут в киоте — особом украшенном шкафчике (чаще всего, в створчатом) или в специальной застекленной полке для икон. Киот может быть деревянным или в любом другом виде. В качестве примера можно привести икону Святой великомученик Георгий Победоносец в деревянном киоте, икону Казанской Богоматери в багете, икону Владимирской Божьей матери в деревянном киоте и другие.

Киот может быть выполненным с использованием драгоценных и полудрагоценных камней. Примером может быть эксклюзивная икона «Неопалимая Купина» вдрагоценном киоте от нашей фабрики мастеров. В составе ее киота 702 камня, среди которых:

  • фианит бесцветный с напылением - 587 шт.;
  • корунд - 52 шт.;
  • корунд кабошон - 26 шт.;
  • аквамарин - 37 шт.

Сам киот выполнен из ценных пород древесины — долговечного благородного ясеня, золота 999,9 пробы, никель, латунь и все элементы киота выполнены полностью вручную мастерами.

Икона «Неопалимая Купина»


Икона Богородица Умиление в драгоценном киоте имеет в составе киота 254 камня:

  • красный гранат 10 шт.
  • жемчуг 16 шт.
  • фианит бесцветный 212 шт.
  • яшма 4 шт.
  • нефрит 12 шт.

Киот и икона выполнены из благородного ясеня, ювелирной эмали, латуни, никеля, золота 999,9 пробы.

Икона Богородица Умиление

Такие иконы в драгоценном киоте и оформлении оклада являются настоящими произведениями искусства и станут настоящим роскошным и адресным подарком для ценителя.

Икона состоит из нескольких составных частей:

  • Щита — многочастотной иконной доски. Щит состоит из нескольких досок, которые скрепляются между собой шпонками, а средняя доска чаще всего имеет углубление.
  • Шпонки — детали, которая скрепляет собой щиты;
  • Ковчега — углубленного среднего поля на лицевой поверхности иконных досок, чаще всего — прямоугольный формы или более-менее повторяющего форму иконной доски. Глубина киота может составлять до 5 мм;
  • Поля — краев доски, не занятых ковчегом, то есть обрамление средней углублённой части иконы. На житийных иконах византийской школы обычно в ковчеге изображался сам святой, а на его полях — сцены из его жития.
  • Лузги — перехода от полей к ковчегу;
  • Бортов по краям иконы.

Иконы прошли огромную историю совместно с историей христианства, менялись стили, культура икон проникала из одних цивилизаций в другие, распространялась по миру из одной страны в другую. Немного об истории икон расскажем ниже.

Немного истории

По мнению отечественного богослова Павла Флоренского, иконы появились в Египте и технологически они восходят к всем известным египетским маскам на саркофагах, которые запечатлевали «идеальные черты усопшего». За свою историю, иконы не раз запрещались христианской церковью. Впервые это случилось еще в IV веке, когда созванный поместный Эльвирский собор на территории современной Испании запретил в христианских храмах использование изображений. В то же самое время восходят традиции коптской иконы. 

Новый запрет на иконы и статуи святых случился в Темные века, когда в 730 году византийский император Лев III Исавр инициировал иконоборчество. Идея императора была негативно встречена в Риме папой и католическим обществом Западной Европы, где на тот момент господствовали франкские Меровинги. Идея иконоборчества потерпела полное поражение и вопрос почитания или не почитания икон окончательно завершился утверждением иконопочитания на Седьмом Вселенском соборе 787 года. 

После этого в отдельных поместных церквях вспыхивали иконоборческие идеи, но, по итогу, церковь и верующие христиане почитают их по сей день и иконы являются признанными святынями. 

На Русь традиции иконописи проникли в XI веке с Григорием Иконописцем. 

В XIII веке сформировалась македонская школа иконописи с центром в Салониках. Известный византийский живописец Мануил Панселин расписал монастыри Афона, а также создал образ Господа Вседержителя. На период XIV—XV веков приходится расцвет русской иконописи. В XIV веке византийский, а впоследствии уже и русский иконописец Феофан Грек распространил традиции византийской иконописи на Русь, изображая образы Спаса Вседержителя, Крещения Господня, Сретения Господня и Сошествия Христа в ад. В те же годы иконописец Гойтан написал оплечную икону Спас Ярое око. В этот же период творят иконописец Дионисий и знаменитый Андрей Рублев. Византийские традиции наследует русская школа иконописи.

Свои школы иконописи формируются в Грузии, на Балканах. 

В нашей стране уже начиная с XVII века иконопись начинает приходить к упадку, уже с XVIII века традиционную темперную (темпера) технику иконописи постепенно вытесняет масляная живопись и появляются элементы западноевропейской живописи. В ХХ веке снова вспыхивает интерес к древним иконам. Начинается уже эпоха научного изучения икон, при этом она изучается, в основном, как культурный феномен, порой в полном отрыве от главной ее функции. Запрет на иконы и гонения на церковь в советский период на время позволили угаснуть интерес людей к ним. Но в настоящее время иконы снова присутствуют повсеместно в храмах, в музеях. Это прекрасный подарок для любого религиозного, воцерковленного, верующего человека. 

Основные стили и школы иконописи

За годы своего существования иконы получили множество стилей и вариантов исполнения. Мы рассмотрим лишь основные направления иконописи за ее более чем тысячелетнюю историю.

Икона Сергий Радонежский в драгоценном окладе

Византийская школа

Иконопись в Византийской империи была наиболее масштабным художественным явлением во всем восточно-христианском мире. Византийская художественная культура иконописи не только стала родоначальницей для некоторых национальных культур (например, для Древнерусской), но и на протяжении всего своего существования она оказывала влияние и на иконопись многих других православных стран — Сербии, Болгарии, Македонии, Киевской Руси, Грузии, Сирии, Палестины, Египта, Северной Африки. Византия оказала влияние и на культуру Италии, в особенности Венеции. Части Италии до вторжения лангобардов с севера и захвата территории франками входили в состав империи и во многом за период конца Античности и Темных веков потомки Западной Римской империи почерпнули у византийцев.

С времен доиконоборческого периода до нас дошло очень мало икон. Наиболее древние иконы, которые дошли до нашего времени, датируются примерно VI веком.Они еще сохраняют античную технику живописи или энкаустику. Некоторые произведения еще сохраняют отдельные черты античного натурализма и живописный иллюзионизм. Примером могут быть иконы «Христос Пантократор» и «Апостол Пётр» из монастыря Святой Екатерины на Синае. Отличный от этого направления стиль был свойствен восточным провинциям империи — Египту, Сирии, Палестине. В их иконописи изначально выразительность была важнее, чем знание анатомии и умение передать объём. 

В иконоборческий период иконопись империи пришла в упадок. С его окончанием, в период с 867 по 1056 год в Византии начинается расцвет и господствование македонской школы. С XI века стиль меняется на аскетический и становится во многом противоположным античной классике. Со времен эпохи аскетизма в византийской иконописи сохранилось несколько крупных фресок. Это такие шедевры, как фрески в церкви Панагии тон Халкеон в греческих Фессалониках, написанные в 1028 году, мозаики кафоликона монастыря Осиос Лукас в греческой Фокиде, написанные в 30-40 годах XI века, написанные примерно в те же годы мозаики и фрески Софии Киевской, фрески в храме Софии Охридской, созданные византийскими иконописцами в период середины - третьей четверти XI века. Также сюда можно отнести и мозаики Неа Мони на острове Хиос периода создания 1042—1056 годов и другие произведения византийской живописи раннего средневековья. Возврат к классической форме приходится в комниковский период. Снова стилистика меняется в сторону спокойствия и монументализма в период Средневековья, в XII-XIII веках. Византийские иконы того периода более крупные, статичные, с ясным силуэтом и скульптурной, пластической формой. Веком спустя в палеологовский период происходит византийский ренессанс, иконопись вновь приобретает крайне эстетизированные формы, испытывая сильнейшее влияние античного прошлого. Далее и до самого падения империи иконопись интенсивно развивается. 

Классическими примерами византийского стиля того периода можно назвать «Христос Пантократор», созданную на Руси «Похвалу Богоматери», «Распятие» из Успенского Собора Московского кремля. XV век, уже после взятия турками Константинополя характерен просветленными ликами святых, например образ святой Анастасии Узорешительницы, который выставлен в настоящее время в Государственном Эрмитаже. 

Древнерусская школа иконописи

Русская иконопись берет свое начало после Крещения Руси. Изначально иконы и роспись храмов на территории Киевской Руси, а затем и отдельных княжеств северо-востока создавались византийскими иконописцами. Постепенно образуются собственные школы — в Киево-Печерском монастыре, откуда вышли такие известные иконописцы, как преподобные Алипий и Григорий. Хотя византийская школа и оказала огромное влияние на древнерусскую иконопись, в позднем, уже послемонгольском периоде школа получает свои индивидуальные, характерные черты. Примером можно считать иконы Андрея Рублева, сочетающие в себе одновременно и наследие традиций Византийской империи и характерные черты русской иконописи. Также одним из направлений древнерусской иконописи является древнерусское лицевое шитье, являющее собой образец вышитых икон в уникальном художественном стиле.

Южноевропейская традиция иконописи

В южноевропейских и балканских христианских культурах иконопись появилась практически сразу после принятия христианства. Так, в болгарском средневековом искусстве явление иконописи появилось одновременно с принятием христианства в 864 году. Болгарская иконопись — яркий пример южноевропейских иконописных школ и ее можно рассматривать как эталонный пример. Первоистоком болгарской иконописи была византийская иконопись, но впоследствии она смешалась с уже существующими местными традициями. Отличительной особенностью болгарской иконописи являются достаточно уникальные керамические иконы. На основу из керамическая плитки наносится яркими красками изображение. Отличием от византийской школы иконописи у болгарских является большая округлость и живость изображенных лиц. Из-за того, что материал икон в этом случае довольно хрупкий, до нашего времени сохранилось их очень мало, а от большей части произведений остались только фрагменты. Во время Второго Болгарского царства в местной иконописи присутствовали два основных течения — народное и дворцовое. Первое связано с народными традициями, а второе берет начало от Тырновской художественной школы живописи, на которую сильно повлияло искусство Эпохи Ренессанса. 

Одним из наиболее часто встречающихся персонажей в болгарской иконописи является Святой Иоанн Рыльский. 

Основные сюжеты икон

Иконы различаются по сюжетам и содержанию изображений на них. Выделяют основные сюжеты:

  • Иконы Святой Троицы представляют собой символические изображения троичного догмата символа вера
  • Иконы христологического ряда, среди них выделяются непосредственно иконы Спасителя и изображения евангельских событий с участием Христа. Отдельную группу в них составляют так называемые «страстные» иконы, которые повествуют о страданиях и распятии Христа.
  • Богородичные иконы, среди которых принято выделять непосредственно иконы Марии и иконы различных богородичных праздников.
  • Иконы святых и сил бесплотных.
  • Иконы, которые посвящены церковным праздникам и событиям священной истории.
  • Различные символические и аллегорические композиции.

Святой великомученик Георгий Победоносец

Техника исполнения икон

Иконы также различаются по технике исполнения, материалу и способу создания изображения. Выделяют:

  • Живописные иконы, среди которых можно назвать энкаустические (связующим веществом красок является воск, восковая темпа), мозаические (созданы с помощью мозаики из декоративных материалов), темперные иконы (написаны красками из порошков на водяной основе), а также иконы, которые написаны в технике масляной живописи и другие варианты икон. Это наиболее распространенный вид икон в нашей стране и в культуре русского православия.
  • Вышитые иконы выполняются в той или иной технике шитья
  • Литые иконы — изготавливаются с использованием техники литья.
  • Резные иконы — выполнены с помощью резьбы по дереву, камню, кости и другим материалам
  • Печатные или типографские иконы — выполняются с помощью печати на типографском профессиональном оборудовании. Может быть использована цифровая, офсетная печать
  • Сводчатый алтарь или складень — это складная икона, состоящая из нескольких скрепленных шарниром досок, покрытых живописным изображением с обеих сторон. Пример иконы-складня — складень-икона "Святой Григорий Армянский", где на одной стороне изображен лик святого, а на другой — молитва к нему. Икона выполнена из ювелирной эмали и в ее оформлении использовано золото высшей пробы, никель и латунь. В качестве материала досок использованы ценные породы древесины. Кроме того, она выполнена в технике гравюры. Это прекрасный образец традиционной гравюры златоустовской школы, нанесенный мастерами на металл вручную. Такая икона почитается и Русской православной церковью и Армянской ортодоксальной и может стать ценным подарком для верующих и то и другой конфессии.

Складень-икона "Святой Григорий Армянский"

Какие бывают размеры икон?

Иконы имеют свою классификацию по размеру. Существует несколько принятых с древнейших времен в древнерусской иконописной традиции характерных наименований:

  • листоушка (или же, другое ее название — листовушка) — это малая икона на доске размером от 1 до 4 вершков, то есть от 4,445 до ~ 20 см в высоту;
  • пядница (пятка) — икона размером в пядь, то есть, примерно 17,78 см;
  • осьмерик, девятерик, десятерик и т. д. — икона размером, соответственно, 8, 9 и 10 вершков.

Такие термины и классификация в настоящее время применяются по больше части иконописцами и искусствоведами, изучающими иконопись и ее историю.

Современная школа русской иконописи делает их уже с большей вариативностью размеров. В том числе, можно подобрать икону под размер иконостаса и параметры интерьера. 

Оклады икон — что это и какие бывают?

Оклад или риза (в южных и западных областях России также использовались и используются такие термины, как шата или цата) — это накладное украшение на иконах, которое покрывает всю иконную доску сверху красочного слоя, за исключением нескольких значимых элементов (чаще всего, лика и рук — так называемого личного письма), для которых сделаны прорези. Оклад является важной частью оформления иконы и значимым видом русского декоративно-прикладного искусства, если рассматривать иконопись в качестве культурного явления.

Оклады могут быть металлическими, например, золотыми и серебряными, а также из латуни, меди или даже белой жести. Также традиционно встречаются шитые оклады икон — используется бисер или жемчуг (так называемые «жемчужная обнизь» и «бисерное шитье»). Жемчужные оклады часто встречаются среди икон русского северо-востока, особенно среди архангелогородских, издавна богатых речным жемчугом мест. Также оклады могут быть украшенными эмалью, иногда с драгоценными камнями, цветными стёклами и различными накладными деталями. С обратной стороны иконные оклады часто обшивались красным или малиновым бархатом.

Икона "Георгий Победоносец" в драгоценном окладе

Оклады присутствуют на православных иконах во всех странах, а на ряде католических икон (например, иконы византийского происхождения в католических храмах современной Италии, а также некоторые центрально- и восточноевропейские иконы, иконы греко-католиков). Наибольший уровень роскоши и размаха производства окладов свойственен именно русским произведениям иконописи. В русском направлении этого вида искусства создание окладов выделилось в отдельную ветвь. С начала XX века традиция изготовления риз и обкладывания ими икон начала постепенно приходить в упадок.

Оклады икон бывают:

  • Чеканными металлическими и шитыми — они покрывали «доличное письмо», то есть всю икону, за исключением изображений ликов и рук святых;
  • Басменные оклады, которые изготавливались в технике басмы, покрывая поля и фон иконы таким образом, чтобы можно было оставить фигуры святых открытыми, а также оставить открытыми изображения архитектуры и позема. Басменные оклады изготавливались из тонких металлических пластин, которые были украшены разнообразными символическими орнаментами с использованием техники тиснения и прочеканки.
  • Обронный оклад выполняется из металлического листа способом чеканки.
  • также одной из стилистик оформления икон является филигранный оклад.

Древнерусская техника оформления икон и создания окладов использовала следующие такие обработки и декорирования, как басма, зернь, канфарение, выемчатая эмаль, оброн, покрытие перегородчатой эмаль, скань (ювелирная техника оформления ажурным или напаянным на металлическом фоне узором из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, которая может быть гладкой или же свитой в веревочки), оформление иконного оклада рельефной и прорезной фольгой, а также чеканка, гравировка, чернь, использование специальных эмалевых расписных накладок.

Икона Армянская Богородица в ювелирном окладе


В наше время также распространены деревянные оклады. В качестве примера приведем вам икону Святая Матрона Московская в деревянном окладе от нашей фабрики. Оклад может быть оформлен драгоценными и полудрагоценными камнями, золотом, использоваться работа ювелиров, граверов и оформителей. Например, эксклюзивная икона Николай Чудотворец в драгоценном окладе. В ее оформлении использован целый комплекс работ ювелиров и граверов, в том числе, рисование кистью, гравирование иглой по лаку; травление латуни, гравировочные работы резцом, полировка, золочение, никелирование. Оклад содержит 313 драгоценных и полудрагоценных камней, среди которых 119 аквамаринов, 150 корундов, 24 бесцветных и 17 розовых фианитов. При изготовлении оклада и киота использована ценная древесина ореха, а также золото высшей пробы, никель, латунь. Все элементы иконы, киота и оклада выполнены мастерами вручную. Сделать такой подарок — это не просто уделить внимание человеку адресным презентом, а еще и возможность подчеркнуть его важность для вас и ваше особенное к нему внимание. Драгоценные и ювелирные оклады подарочных икон в последнее время довольно распространены и это частая, порой неотъемлемая часть икон, идущих в подарок. Другие примеры икон с подобными окладами от нашей фабрики мастеров — икона "Матрона Московская" в ювелирном окладе, икона Армянская Богородица в ювелирном окладе, эксклюзивная икона Сергий Радонежский в драгоценном окладе, икона "Георгий Победоносец" в драгоценном окладе и другие.


Икона Святая Матрона Московская в деревянном окладе


Напоследок, отметим, что дарить икону в киоте и в окладе — признак хорошего тона. За века прикладного искусства и иконографической живописи в нашей стране, они стали неразрывно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга и создавая единое художественное произведение.

Подвесная пелена под иконы

Пелена, или же подвесная пелена является частью оформления икон и иконостасов. Это специальный плат, который подвешивается под иконы нижнего ряда иконостаса, или же под особо чтимые иконы, стоящие в храме на отдельном постаменте или в киоте. Исполнение и использование подвесной пелены для икон было и является знаком особого почитания конкретного образа иконы, а также благочестия заказчика образа и его исполнителя. На подвесных пеленах чаще всего принято изображать голгофские кресты, реже встречается вышивка изображений Богоматери, Христа, чтимых церковью святых или «праздников». Довольно часто сюжет подвесной пелены для иконы не повторяет композицию иконы, а варьирует ее, дополняя и привнося в образ дополнительные смысловые акценты. В ряде случаев на подвесной пелене вышивается литургический текст, который прославляет иконное изображение. 

Икона как подарок

Прежде всего, не забываем, что такой подарок — очень личный. Стоит дарить его именно тому человеку, который его сможет в полной мере оценить. Кому же можно подарить икону? Прежде всего:

  • Верующим, воцерковленным людям, которые посещают храмы, соблюдают посты и каноны. Можно также подарить людям, которые не являются постоянными прихожанами, но ценят красоту икон и их вклад в культурный пласт и развитие нашей страны и христианской цивилизации в целом.
  • Ценителям иконы в качестве предмета изобразительного искусств, живописи. Это не только профессиональные искусствоведы. Иконы распространены и среди обычных людей, ценящих прекрасное.
  • Коллекционерам. Люди, коллекционирующие иконы , обязательно оценят такой подарок. Икона в драгоценном художественном оформлении будет прекрасным подарком для таких собирателей русской культуры.
  • Лицам, носящим духовный сан, священнослужителям, архиереям. Также можно подарить драгоценную икону самому храму, приходу, общине. Верующие и священнослужители будут благодарны такому подарку, особенно если он сделан от чистого сердца.
  • Верующему человеку подарить на день его именин (или просто без повода) икону с изображенным на ней его небесным покровителем, святым. 
  • Руководителю настольная икона станет хорошим дополнением для рабочего стола. Приведем в качестве примера настольную икону Матрона Московская, которая исполнена с применением камнерезных и ювелирных работ особой сложности, ручной рисовки, гравирования, подрезки резцом и иглой, никелирования, золочения. В ее оформлении использованы фианиты, долериты, латунь, золото высшей пробы.

ок
настольная икона Матрона Московская
  • Икона с изображенным святым, который при жизни был воином или полководцем (князья Дмитрий Донской, Александр Невский, адмирал Федор Ушаков) будет хорошим символичным подарком для представителя армии или флота, силовых структур. Также для военных людей станет прекрасным подарком икона с изображенным на ней покровителем его рода войск.
  • Также на крещение ребенка ему, его родителям или крестным родителям станет хорошим подарком икона с покровителем крестимого. Это будет красивый и символичный подарок.

Как видим, адресатов у такого подарка немало. Подарить драгоценную икону от Златоустовской фабрики мастеров любой из этих категорий одариваемых будет приятным, бесценным и символическим подарком.

В заключение

Икона не потеряла своей ценности и актуальности спустя даже много веков. Сейчас это уже не только предмет религиозного культа и обрядовости, а объект коллекционирования, важный для любителей истории и художественного изобразительного искусства. А еще это — приятный знак внимания для ценителя. Подарите драгоценную икону ручной работы с оформлением от мастеров златоустовской фабрики и вы не прогадаете, такой подарок будет обязательно оценен по достоинству. 

Если же вы затрудняетесь в выборе, то вы всегда можете написать нам или позвонить, а мы поможем вам найти тот подарок, который для дорогого вам человека станет действительно актуальным, ценным и будет долгие годы приятным воспоминанием!

Написать комментарий