Все о церковной утвари

Наша златоустовская фабрика мастеров занимается производством всех видов церковной утвари в драгоценном оформлении. В этой статье мы разберемся, что представляет собой церковная утварь как таковая и для чего она необходима.

Итак, начнем мы со строения храма и с самого основного, что требуется при совершении богослужений. Ниже мы постарались показать все основные виды церковной утвари, без которой невозможно ни одно богослужение и таинство.

Алтарь и престол храма

Самая главная часть храма — это алтарь. Согласно церковному праву принимать Святые Тайны в алтаре могут только епископы, пресвитеры и диаконы. В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол, на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно богослужение и видно, что делается в алтаре.

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею, - из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица. Престол освящается архиереем для совершения на нём Евхаристии. Он являет собой место таинственного присутствия Иисуса Христа. Становиться перед престолом, равно как и прикасаться к нему, разрешается исключительно священнослужителям. Престол делается из дерева или камня высотой около метра, облачается в две одежды: нижнюю — льняную, называемую катаса́ркием или срачи́цею (символически представляет погребальные пелены Иисуса Христа — плащани́цу), обвитую верёвкой, и в верхнюю — парчовую, называемую инди́тией (индитионом) в напоминание о торжественном одеянии Господа как Царя славы. Только на престоле должна совершаться Евхаристия, хиротония, освящение мира. Во время входа в алтарь священнослужители обязательно целуют святой престол, а мирянам запрещено касаться престола.

Антиминс

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово "антиминс" греческое, значит "вместопрестолие").

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном. Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе. Во время литургии на антиминс ставятся сосуды для Причастия. На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия его казни и четыре евангелиста (по углам плата). В древности (а ныне у старообрядцев) на антиминсе изображался лишь крест. В силу того, что в антиминсе, как и в престоле, есть частица мощей, то в чрезвычайных ситуациях он может заменять собой престол, что позволяет закончить литургию в более благоприятных условиях. Также это свойство позволяет совершать литургию при отсутствии должным образом освященного престола. К антиминсу, как и к престолу, могут прикасаться только лица, имеющие духовный сан. Для этого: диакон должен быть в полном облачении (должен быть надет стихарь, орарь и поручи), а на священнике должны быть епитрахиль и поручи (во внебогослужебное время фелонь необязательна).

Антиминс является собственностью архиерея и средством разрешения проведения богослужений в его отсутствие. Всякий раз, когда архиерей посещает церковь или монастырь в его юрисдикции, он входит в алтарь и проверяет антиминс, чтобы убедиться, что о нем должным образом заботятся, и что это на самом деле тот, который он выдавал. В силу того, что в антиминсе, как и в престоле, есть частица мощей, то в чрезвычайных ситуациях он может заменять собой престол, что позволяет закончить литургию в более благоприятных условиях. Также это свойство позволяет совершать литургию при отсутствии должным образом освященного престола. В богослужении антиминс употребляется только на литургии. Для проведения богослужений антиминс должен быть освящен и подписан правящим архиереем епархии, в которой находится храм. Освящение антиминса обычно проводится при освящении нового храма или при служении архиерея в кафедральном соборе. Древние антиминсы были писанными, рисунок и надпись об освящении составлялись от руки. Квадратные по форме льняные платы изготовлялись церковно- или священнослужителями местной соборной церкви. Рисунок представлял собой разные варианты изображения креста (4-х, 6-и, 8-конечного).

Напрестольный крест

Напрестольный крест вместе с антиминсом и напрестольным Евангелием является обязательной принадлежностью алтаря. Напрестольный крест используется в конце Литургии (после отпуста) для благословения священником верующих, которые затем целуют его, как и в конце исповеди, венчания, крещения, соборования. Напрестольным крестом освящается вода на Богоявление и на других водосвятных молебнах. Многие напрестольные кресты являются произведениями ювелирного искусства: их изготавливают из благородных металлов, украшают драгоценными камнями. В некоторые напрестольные кресты, например, крест Евфросинии Полоцкой, помещают частицы мощей православных святых.

Губа антими́нсная

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Святых Даров с антиминса, дискоса и копия, для отирания рук священнослужителей после раздробления агнца и после причащения. Для отирания потира после потребления Святых Даров используется отдельная губка, именуемая истирательной. После Литургии она хранится в потире, находящемся на жертвеннике, или заворачивается в антиминс. Это важнейший литургический предмет, в древности изготавливаемый из морских губок (а в настоящее время — из материи). Губка символизирует собой губу, с помощью которой римские солдаты напоили уксусом распятого Иисуса Христа. Антиминсная губа делается в форме круга, вымачивается в воде, затем помещается под пресс. Освящается путем окропления святой водой, постоянно хранится завернутой в антиминс. Пришедшие в негодность губки сжигают и помещают пепел в реку или непопираемое место.

Евангелие и другие предметы, лежащие на антиминсе

Евангелие, это - слово Божие, учете Господа нашего Иисуса Христа. Крест, лежащий на антиминсе символизирует собой меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть. Там же может храниться и православная Библия.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви. Сообразно этому своему назначению, она является самым священным предметом в христианском храме. Дарохранительницы используются в богослужениях православной, римско-католической и англиканской церквей. В православных церквях дарохранительница хранится непременно в алтаре на престоле и носит название «кивот».Современные дарохранительницы обычно оформляются как миниатюрный храм, внутри которого находится ковчежец с Дарами в виде ларца или саркофага. Святые Дары, хранящиеся в дарохранительнице, служат для причащения больных или умирающих верующих, неспособных прийти в храм на литургию. От дарохранительницы следует отличать дароносицу, представляющую собой ковчежец для перенесения Святых Даров. Её использует священник, отправляющийся причащать кого-либо за пределами храма (например, больных на дому). Дароносица хранится, как правило, на Жертвеннике. Прикасаться к ней имеют право только священнослужители. Алавастр ставится возле дарохранительницы. Это алебастровый сосуд или флакон для хранения мира. Обычно он круглый, с длинным узким горлышком и без ручки. Название алавастра происходит от использовавшихся в древности в странах Средиземноморья сосуда для хранения благовоний, сделанного из алебастра.

Ковчежцы и мощевики

Ковчежец может хранить как предметы для отправления богослужения, святые дары, так и реликвии (святые мощи и прочее). Это традиционная в русском православии разновидность реликвария, представляющая собой небольшой ящик или ларец для хранения религиозных реликвий. Обычно в ковчежец помещаются частицы мощей, при этом как одного, так и нескольких святых одновременно. В ковчежец наряду с мощами могут помещаться и другие реликвии, как связанные с жизнью святого (одежда, частицы гроба, брандеум), так и с евангельскими событиями (например, реликвии Страстей Христовых, камни с мест евангельских событий). При помещении в ковчежец реликвий небольшого размера, они могут размещаться в углублениях специальных пластин, залитых воскомастикой. Ковчежцы с особо почитаемыми святынями переносятся священнослужителями на голове. Мощи в ковчежце устанавливаются под престолом православного храма, когда его освящает епископ. Ковчежецы часто выполняются из драгоценных металлов, некоторые из них являются значимыми предметами ювелирного искусства. Ковчежец в Православной церкви используется также для хранения предметов и веществ, используемых при крещении (сосудов с миром и елеем, кисточек для помазания, губок для отирания мира и ножниц для обрезания волос). В этом случае ковчежец символизирует собой одновременно и ясли и гроб Иисуса Христа. Во многих храмах используют специальные ковчежцы для хранения на престоле в течение нескольких дней Святых Преждеосвященных Даров.

Если же говорить в целом о хранении мощей, то общим названием для этого типа церковной утвари будет мощевик. Они могут быть разной формы:

  • крест-мощевик (в том числе наперсные и напрестольные кресты, например крест Евфросинии Полоцкой);
  • энколпион;
  • ковчежец;
  • мощевики в иконах.

В мощевик могут помещаться мощи как одного святого, так и многих (например, Кийский крест содержит частицы мощей 108 святых).

За престолом

За престолом стоит семисвечник, то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест. Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом; оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником. На нем приготовляются дары для таинства причащения.

Горнее место

Горнее место является частью православного храма и располагается у центральной части восточной стены алтаря прямо против престола. Горнее место имеет древнее происхождение. В катакомбных криптах и капеллах на этом месте устраивалась кафедра для епископа. Во время архиерейских богослужений в уставных случаях, в частности при чтении Апостола за литургией, епископ восседает на седалище, а сослужащее ему духовенство располагается соответственно по сторонам. Таким расположением епископ изображает собою Христа Вседержителя, а духовенство — апостолов или тех старцев-священников, которых видел Иоанн Богослов. Чтение Евангелия епископ, находящийся на горнем месте, и священники слушают уже стоя. Горнее место является обозначением таинственного присутствия Бога и сослужащих ему. Поэтому этому месту всегда воздают подобающие почести, даже если оно, как это часто бывает в приходских храмах, и не оформлено возвышением с седалищем для епископа. В таких случаях признается обязательным лишь наличие светильника на этом месте: лампады, или высокого подсвечника, или того и другого вместе. При освящении храма, после того как освящен престол, епископ своей рукой должен возжечь и водрузить светильник на горнем месте. Миропомазание освящаемого храма начинается с престола со стороны горнего места, на стене которого миром начертывается крест.

Жертвенник

Жертвенник представляет собой специальный стол в алтаре православного храма, на котором совершается проскомидия, то есть готовится жертва для совершения Евхаристии. Это традиционные хлеб и вино. Жертвенник имеет четырехугольную форму и как престол облачен в такие же «одежды». В древности жертвенник находился вне алтаря и представлял собой отдельное помещение, куда христиане возлагали принесенные дары (хлеб и вино), из которых затем священник отбирал лучшие дары для совершения Евхаристии. Жертвенник размещается у северной стены алтаря слева от горнего места, а иногда в особо отделенной части алтаря (также с левой стороны), называемой диаконником. На нём хранятся священные сосуды до их употребления на литургии:

  • Священная Чаша, или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в кровь Христову.
  • Дискос - небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя.
  • Звездица, состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.
  • Копие нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.
  • Лжица - ложечка, употребляемая для причащения верующих.
  • Губка или плат - для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами. Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом, знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).

Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.

На жертвеннике еще находятся ковш, в котором подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.

В алтаре еще находится кадильница или кадило - укрепленный на цепочке сосуд, который распространяет благоуханный дым - фимиам (ладан). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом. Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий, употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды.

Дикирий и трикирий

Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе - Божеское и человеческое. Он относится к принадлежностям архиерейского богослужения Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу. Дикирий — это подсвечник для двух перекрещенных свечей, а трикирий — для трех. Согласно литургическим толкованиям, две свечи соответствуют двум естествам и волям Иисуса Христа, а три свечи соответствуют трем лицам Святой Троицы. Между свечами дикирия помещают изображение креста, как указание на крестную жертву Спасителя, а на трикирии такого не делают, так как, по учению Церкви, крестный подвиг был совершён Христом как Бого-человеком, а не Святой Троицей, которая в свою очередь приняла и освятила крестную жертву Спасителя. Эти предметы появились в богослужебном употреблении в IV—V веках. Свечи, помещаемые в дикириях и трикириях, называются двухплетёные, трёхплетёные, осеня́льные или осеня́льники. Во время различных входов на архиерейских богослужениях, зажжённые трикирий и дикирий с благоговением носят старшие иподиаконы. И они же подают их архипастырю для благословения (осенения) ими молящихся. В остальное время на богослужениях эти священные предметы, как и рипиды, стоят на Горнем месте в алтаре на особых подставках. Иногда право пользоваться дикирием и трикирием на богослужении предоставляется священноархимандритам некоторых монастырей.

Рипида

Рипидами или опахалами называются прикрепленные к рукояткам металлические круги, с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами, при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения св. Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения. По одной рипиде на богослужениях синхронно носят два иподиакона при архиерейском входе и в крестном ходе, ими осеняют воздвизаемое и читаемое на богослужении Евангелие, как и дискос с потиром на великом входе за литургией, а также — гроб почившего архиерея, мощи, иконы и другие церковные святыни в важных случаях.

Аналой

Также во многих храмах у северо-западного угла престола ставится аналой для служебника, календаря, синодиков. Аналой является употребляемым при богослужении высокий четырёхугольный столик с покатым верхом. Аналой стоит посреди каждого православного храма перед иконостасом. На него кладется либо праздничная икона, в период празднования того или иного церковного праздника, либо икона, соответствующая посвящению придела, либо святцы. Аналой может иметь форму многостороннего столба, увенчанного многогранной вращающейся пирамидой, и даже форму голубя. Подобные аналои используются в греческой клиросной певческой практике. Клиросные аналои одновременно могут быть для одного, двух, четырёх или шести певчих. Аналой может быть выполнен как из различных пород дерева, тканей, латуни (бронзы), так и из камня.

Церковная утварь в ризнице

С правой стороны алтаря устраивается ризница. Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.

Различают:

  • Малую ризницу, именуемую также диаконник, находится в одном из алтарей за иконостасом, обычно справа от горнего места. Представляет собой один или несколько закрытых ризничных шкафов, в которых обычно хранятся текущие облачения,прочая церковная утварь, напрестольные Евангелия, кресты, дарохранительницы.
  • Большую ризницу, которая представляет собой отдельную комнату вне пределов алтаря, или пристройку.

В ризницах хранят хоругви — иконы на высоких шестах. Это, по сути, религиозное знамя с изображенных на них образами Иисуса Христа, Богородицы или святых. Также там хранятся пасхальные фонари на древке. Они носятся впереди процессии на всех крестных ходах. В ризницах хранятся крестильные ящики и брачные венцы.

Свечи в храме

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники, на которые верующие ставят свечи. Свечи прихожане берут в свечном ящике - особом месте у входа в храм. Зажженная свеча означает нашу пламенную любовь к Богу, Пресвятой Богородице и всем святым, к кому мы обращаемся с молитвами.

В особом месте храма (обычно с левой стороны) устанавливается канун - небольшой столик с изображением Распятия и ячейками для свеч, которые верующие ставят об упокоении близких, родных и знакомых.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило, т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты богослужения. Это центральная люстра храма, представляющая собой светильник со множеством свечей или лампад.

Лампады

Лампада — это светильник, используемый в христианском богослужении. Первые лампады христиане использовали для освещения тёмных пещер, в которых они, опасаясь преследования, совершали богослужения. В дальнейшем лампады стали использовать как источники света в храме (наряду со свечами и главным светильником паникадилом) и в домашнем убранстве. Прообразом для христианской лампады послужила распространённая в античном мире обычная масляная лампа, использовавшаяся не только в быту, но и в религиозных целях, что в конечном счёте и переняли христиане. Символическое значение лампады — вечный огонь веры во Христа, разгоняющий тьму зла и неверия. В узком смысле лампада — это большой переносной подсвечник (кандило), выносимый диаконом или священником во время малого и великого входов литургии, а также используемый при архиерейской службе. В православных богослужебных книгах слово «лампада» употребляют именно в этом смысле. Небольшую лампадку с подставкой под ладан типа «паучок» используют для домашнего каждения.

Церковная утварь в сосудохранительнице

Также как и ризница, сосудохранительница, может располагаться или в алтаре или же в отдельных помещениях (даже если алтарь большого размера, нежелательно превращать его в склад).

  • Священные сосуды
  • Блюдо для принесения «теплоты» (то есть, кипятка) и для приготовления запивки священнослужителям после Причастия
  • Литийница — богослужебная утварь для освящения хлебов, пшеницы, вина и елея. Это металлическое блюдо, которое соединяется с круглым основанием высокой ножкой. На основании укреплены стаканчики для пшеницы, вина и елея (масла). Со стороны сосуда, во время литии обращенной к алтарю, прикреплен подсвечник для трех свечей в форме ветви с тремя листьями
  • Елейница с кисточкой для помазания
  • Водосвятная чаша (кандия) с кропилом
  • Кувшин для омовения с подносом и полотенцем
  • Ковш разливочный или корец.
  • Тарель — чаще называется «блюдо». Этот предмет входит входит в евхаристический набор, но не считается священным сосудом.
  • Набор для соборования.
  • Печать для просфор.
  • Свечегаситель.

Все эти предметы необходимы для совершения богослужения и таинств.

Текстильные предметы церковной утвари

К важнейшей церковной утвари относятся и специальные предметы из текстиля. Это специальные покровы и облачения для частей храма, а также одежда и специальные предметы для священников, диаконов и епископов.

  • Алтарные облачения — ткани, используемые для украшения и защиты алтаря: алтарный покров, антиминс, фронтал. В православных храмах алтарь может закрываться завесой-катапетасмой, ленточные закладки Евангелия и других богослужебных книг.
  • Орлец — это круглый коврик с изображением орла, парящего над городом, который подстилается под ноги епископу. Орлецы расстилаются под ноги епископу в местах, где он останавливается, совершая богослужебные действия во время богослужения. Впервые их стали применять еще с XIII века в Византии, — тогда они представляли собою нечто вроде почетной награды императора Константинопольским патриархам. Орел на русских орлецах был одноглавым в отличие от двуглавых на орлецах византийских архиереев, так что орлец на Руси всегда был не царской наградой, а самостоятельным церковным символом. Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на небесное происхождение власти и достоинства епископского сана. Становясь повсюду на орлец, епископ духовно все время покоится на орле, то есть орёл символически постоянно носит на себе епископа.
  • Пелена — это плат, который подвешивался под иконы нижнего ряда иконостаса, а также под особо чтимые иконы, стоявшие в храме на отдельном постаменте или в киоте. На пеленах чаще всего изображаются голгофские кресты, реже вышивали изображения Богоматери, Христа, святых или «праздников». Нередко сюжет пелены не повторяет композицию иконы, а варьирует её, внося дополнительные смысловые акценты, а во многих случаях на пелене вышивался литургический текст, прославляющий иконное изображение. Пеленой называли также роспись нижних частей стен храма, имитирующую подвесную ткань со складками.
  • Плащаница представляет собой плат большого размера с вышитым или живописным изображением лежащего во гробе Иисуса Христа или усопшей Богородицы. На пеленах чаще всего изображали голгофские кресты, реже вышивали изображения Богоматери, Христа, святых или «праздников». Нередко сюжет пелены не повторял композицию иконы, а варьировал её, внося дополнительные смысловые акценты, а во многих случаях на пелене вышивался литургический текст, прославляющий иконное изображение. Пеленой называли также роспись нижних частей стен храма, имитирующую подвесную ткань со складками. На середину плащаницы, вместе с малым Евангелием, обычно возлагается небольшой литургический покровец. Однако изредка встречается традиция закрывать покровцом изображенный на плащанице лик Христа — очевидно, в подражание чину священнического погребения, предписывающему закрывать лицо лежащего в гробу священнослужителя возду́хом. В некоторых местах после крестного хода на утрене Великой субботы (и аналогичного ему крестного хода на службе «погребения Богоматери») несущие плащаницу священнослужители останавливаются, высоко подняв плащаницу, у входа в храм, а следовавшие за ними верующие друг за другом проходят в храм под плащаницей.
  • Риза — это специальное покрывало на престоле, жертвеннике и аналоях, покровец на потире, а также верхняя часть священнического облачения (фелонь). Облачения священнослужителей хранятся в специальных алтарных помещениях — ризницах. Ризы всегда имеют один и тот же цвет. Им же в облачении священника соответствует и цвет епитрахили и поручей и ораря в облачении диакона. Как правило, цвету риз соответствует и цвет занавески за Царскими вратами, а иногда даже и цвет ковра на амвоне. Некоторые православные христиане поддерживают традицию надевать для похода в храм одежду, соответствующую по цвету ризам. Ризы бывают шести цветов: белые, красные, голубые, зелёные, жёлтые и чёрно-фиолетовые. Каждый цвет зависит от праздника и имеет свою символизацию. После того или иного двунадесятого праздника цвет риз поддерживается вплоть до его отдания.
  • Ковры и дорожки для храма.

Сюда же относятся и облачения священнослужителей. Некоторые из них должны носиться всеми клириками и монахами постоянно — не только в храме, но и в общественных местах, и даже у себя дома. Это подрясник (старое название кафтан), подпоясанный пояском, а сверху рясу и скуфью. Кроме перечисленного, архиереям положено всегда носить панагию, а священникам — наперсный крест. На богослужениях и официальных мероприятиях священники и диаконы, награждённые камилавками, должны присутствовать в них — надевать вместо скуфьи, а монашествующие — во всех своих монашеских облачениях. В некоторых монастырях монахи даже тяжёлые хозяйственные послушания выполняют в рабочих подрясниках, а спать в постель ложатся, надевая уже чистые лёгкие подрясники, чтобы и во сне в стесняющем телодвижения облачении непрестанно ощущать себя пред Богом. Также нежелательно монаху снимать с себя параман.

Драгоценная церковная утварь в исполнении златоустовской фабрики мастеров

Мы изготавливаем на заказ все виды церковной утвари с использованием чистого золота, драгоценных и полудрагоценных камней, ювелирной эмали. Вся цеокрвная утварь от Златоустовской фабрики мастеров и ее интернет-магазина zlatprezent.ru выполняется только вручную и являются каждый ее предмет является уникальным. Все наши шедевры — результат кропотливой и долгой работы работы команды художников, ювелиров, иконописцев, гравировщиков, дизайнеров и множества других мастеров, создающих уникальные подарки с оформлением из золота, серебра и камней. Наши мастера — дизайнеры, ювелиры, златокузнецы, граверы, художники, огранщики камней, литейщики, камнерезы.

В нашем интернет-магазине мастерской вы можете заказать изготовление любых видов церковной утвари, а также драгоценные иконы, ларцы, мощевики, ковчежцы в драгоценном ювелирном оформлении лучших уральских мастеров Златоуста, сохраняющих и преумножающих традиции наших предков.

Написать комментарий